![](/netcat_files/86/36/prminimum_2.jpg)
В первом квартале 2016 года индекс потребительского доверия Nielsen достиг самых низких значений за весь период проведения наблюдений. У 18 процентов россиян не осталось свободных денег, им приходится все чаще экономить на новой одежде, электронике и на отпусках. При этом почти 70% респондентов не верят в то, что ситуация улучшится.
По данным «Коммерсанта», рекордно низкой (82%) оказалась доля россиян, имеющих свободные средства после трат на базовые нужды и обязательные платежи. Например, в кризис 2009 года их доля составляла 93-96%. В начале нынешнего года граждане, у которых остались свободные финансы, расходовали их на новую одежду (36%) или отпуск (31%), либо переводили их в сбережения.
В первом квартале общее число россиян, стремящихся экономить, достигло 76%. Если в начале минувшего года от расходов на развлечения отказались 55%, то сейчас их стало 59%. В прошлом году от новой одежды решили отказаться 55%, а ныне 61% респондентов.
Руководитель агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров, россияне начали намного рациональнее подходить к подбору магазинов, оценивая их по соотношению цен, ассортимента, сервиса, проводимым акциям, уделяя меньше времени удобству расположения.
По мнению директора по работе с глобальными клиентами "Nielsen Россия" Марины Лапенковой, состояние российских потребителей в настоящее время можно назвать одним словом «истощение». Как указывает доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова, нынешняя картина потребительской активности отличается от кризиса 2008-2009 годов более затяжными пессимистическими настроениями.
Ключевые понятия: Экономический кризис |