Мероприятие ежегодно проводится в различных городах Московской области Гильдией риэлторов МО (ГРМО) с целью консолидации усилий профессионального сообщества рынка недвижимости и для повышения качества оказываемых услуг.
Спикерами Конференции выступили:
- Полторак Григорий Витальевич, Президент Российской Гильдии риэлторов (РГР),
- Крапин Александр Викторович, руководитель аналитического агентства RWAY,
- Власенко Сергей Владимирович, Президент Гильдии риэлторов Московской области 1999 – 2000 гг., Председатель Комитета по защите прав потребителей и этике, Президент Корпорации «Мегаполис-Сервис»,
- Мазурин Николай Михайлович, член Правления РГР, Президент Гильдии риэлторов Московской области 2008-2010 гг., Председатель Совета директоров группы компаний «Кредит-Центр»,
- Андрей Захаров, бизнес-тренер, учредитель DOMOTEKA,
- Артём Завацкий, бизнес-тренер "СМАРТ-Консалтинг",
- Владимир Димитриадис, бизнес-тренер «Центр риэлторских технологий».
На мероприятии присутствовало 68 участников:
- представители администрации,
- представители риэлторского сообщества из большинства крупных городов и районов Московской области (муниципальные Гильдии, индивидуальные члены ГРМО, агентства недвижимости),
- средства массовой информации.
О начале проведения VII Конференции по недвижимости Московской области объявил Мазурин Н.М.
Одним из наиболее важных вопросов Конференции стал вопрос о работе над Законопроектом о риэлторской деятельности, о чем обстоятельно и подробно рассказал Президент РГР Полторак Г.В.
Григорий Витальевич последовательно охарактеризовал этапы развития рынка недвижимости в России с начала 1980-х годов, когда было положено начало частной предпринимательской деятельности и возрождение рынка жилья.
В 1990-х рынок развивался, в изданиях активно печатались объявления об услугах по купле/продаже, об объектах недвижимости. В 1995 параллельно с активным расселением из коммуналок развивалось строительство новых домов.
В 2000-х годах рынок недвижимости начал приобретать черты цивилизованности. Риэлторы задумались о большей прозрачности, о безналичных расчетах, о полной стоимости в договорах.
2010 год – это год риэлтора-консультанта. Профессия риэлтора всё реже сводится только лишь к функции совершения сделки купли/продажи. Потребитель риэлторских услуг все чаще обращается именно к профессионалам, которые в полном объеме проконсультируют по всем вопросам, связанным с рынком недвижимости. Все достаточно просто. Кто большими знаниями, умениями и ответственностью обладает, у того больше шансов на стабильную и активную деятельность на рынке недвижимости.
Однако у потребителей риэлторских услуг пока есть опасность столкнуться с мошенниками, с так называемыми псевдо-риэлторами. Такую вероятность возможно уменшить только с помощью принятия Закона о риэлторской деятельности. Сейчас риэлторская деятельность не регулируется ничем, кроме как сознательностью специалистов агентств недвижимости. Наиболее ответственные компании, стремящиеся к прозрачности и цивилизованности, лицензируют и сертифицируют свою деятельность.
Участниками рынка недвижимости помимо риэлторов являются:
- собственники квартир, офисов, загородного жилья;
- приобретатели;
- продавцы;
- нотариусы, юристы, оценщики;
- страховые компании;
- финансовые структуры (банки);
- органы исполнительной власти;
- органы регистрации, т.е. власти.
И все участники несут ответственность в той или иной степени. Риэлтор выступает посредником между всеми участниками рынка недвижимости, и при выборе потребителя риэлторских услуг того или иного специалиста, клиенту необходимо быть уверенным в отсутствии обмана и мошенничества, тем более что рядовой житель РФ совершает покупку квартиры или дома в среднем 1 раз в 20 лет, т.е. риск покупки весьма высок.
С целью разработки такого проекта Закона, который бы мог защитить права всех сторон рынка недвижимости, была создана рабочая группа.
Документы, которые легли в основу создания проекта Закона о Риэлторской деятельности:
- Национальные Стандарты Сертификации и Аттестации Российской Гильдии Риэлторов;
- Опыт регулирования риэлторской деятельности в США, Франции, Германии, Бельгии;
- Законы и проекты законов о риэлторской деятельности,
- Основы законодательства о нотариате;
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»;
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
- Законы и проекты законов о риэлторской деятельности Российской федерации образца 1997 года, Российской федерации образца 2001 года, Республики Беларусь, Узбекистана, Киргизии, Украины.
Основное в Законопроекте:
- Риэлтором может быть только юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.
- Необходимы три уровня саморегулируемой организации и распределение компетенций по уровням: Федеральный уровень - разработка стандартов и программ обучения; Региональный уровень – ведение Реестров; Муниципальный уровень – прием в саморегулируемые организации.
- Членство субъектов предпринимательства и обязательная аттестация специалистов.
- Публичность деятельности.
- Реализация принципа ответственности.
Далее слово было предоставлено руководителю аналитического агентства RWAY Крапину А.В. Александр Викторович рассматривал три важных вопроса:
- выход из кризиса;
- влияние макроэкономической ситуации на тенденции на рынке недвижимости;
- предпосылки объединения Москвы и Московской области. Как это объединение скажется на стоимости квартир?
По первому вопросу Александр Викторович отметил, что мы еще не совсем вышли из кризиса, ближайшие два года деловая активность будет снижаться, что вторая волна – не за горами. Кризис при этом выполняет три задачи:
- уход от социально-экономических обязательств;
- поглощение по минимальным ценам активов;
- ликвидация конкурентов.
Также Александр Викторович рассказал о реакции московского рынка жилья на отставку Главы городской администрации, что, кстати сказать, эксперты RWAY прогнозировали и ранее.
Какие-либо ощутимые изменения рынок начнет претерпевать через 3-4 месяца, в феврале следующего 2011 года, что будет связано с новыми инициативами новой московской администрации.
Власенко С.В. в своем выступлении поделился эффективными методами работы агентства недвижимости на опыте организации, входящей в Корпорацию «Мегаполис-Сервис».
Сергей Владимирович поделился аналитическими данными одной из своих компаний по количеству обращений в организацию и эффективности работы с обращениями. За период отчетности взяли летний сезон: с июня по август 2010 года.
В ходе исследования было выявлено, что в течение трех месяцев сотрудниками агентства недвижимости было зафиксировано 691 обращение, из которых 50 обращений привели непосредственно к сделкам. Рассматривались все источники обращений: СМИ, наружная реклама, реклама на транспорте, Интернет и т.д.
Результаты показали, что наибольший процент сделок – 78 % (39 сделок) был заключен с теми клиентами, которые обратились в организацию не по той причине, что они узнали о компании в газете и решили позвонить, а вследствие того, что:
- давно знают и слышали об организации;
- рекомендовали знакомые;
- ранее уже обращались.
Таким образом, 39 сделок обеспечили лояльные клиенты. Встает вопрос – неужели реклама в СМИ, в Интернете неэффективна? Если быть точнее, то СМИ дало 282 обращения, и только 4 обращения обернулись затем реальными сделками, Интернет обеспечил 70 обращений и только 2 из них – сделки.
Ответ очевиден: с потенциальными покупателями, обратившимися в агентство недвижимости по прочтении рекламы в издании или просмотре ролика на телевидении, необходимо работать. Важную роль здесь играют сотрудники. Насколько они квалифицированы, насколько профессионалы, насколько владеют материалом. Обучение сотрудников, инвестиции в их знания – вот он, ключ к успешной работе агентства недвижимости.
Итак, квалификация сотрудника – на первом месте. И не менее важным является работа агентства по эксклюзивному Договору. Есть эксклюзивный договор – есть прозрачные и цивилизованные отношения между клиентами, агентством и сотрудниками.
Тему обучения сотрудников продолжил бизнес-тренер Андрей Захаров.
Для организации важно иметь четкое представление, что является целью бизнеса. Важно понимать, что основным моментом в работе является клиентоориентированность. Необходимо также осозновать, что ключ к успеху - это инвестиции в обучение сотрудников.
Должны быть определенные технологии и методы работы с клиентами с учетом психологических аспектов каждого обратившегося в компанию потенциального потребителя риэлторских услуг.
Владимир Димитриадис, бизнес-тренер, который рассказал об опыте зарубежных компаний и о том, что приоритетом за рубежом является именно профессионализм сотрудника. Владимир не один год проработал в крупных сетевых структурах, таких как "Миэль", "Century XII".
Артем Завацкий завершил тему обучения, подчеркнув, что не всё зависит от бизнес-тренера. 50% ответственности лежит непосредственно на агентстве недвижимости. Бизнес-тренер закладывает основы, предоставляет теорию и подкрепляет примерами из практики. За одно занятие весь материал не усвоить. Необходим курс обучения, во-первых, для закрепления информации, и во-вторых, для работой над ошибками.
Николай Михайлович Мазурин обратил внимание присутствовавших, что не зря столько докладов посвящено разделу обучения. Шагая в ногу со временем, рынок недвижимости развивается, уровень услуг растет, также растет уровень образования клиентов, а соответственно и сотрудников, которым необходимо соответствовать временным запросам.
Ситуация на рынке недвижимости Московской области непростая. Московская область как лоскутное одеяло: множество агентств недвижимости, а, следовательно, и высокая конкуренция. Причем за время кризиса количество мелких агентств увеличилось на 30-50%.
В Московской области на одного жителя приходится наибольший по всей России процент риэлторских услуг. МО – это широкие возможности, это высокий уровень заработный платы (по сравнению с другими регионами России) среди населения, это многочисленность населения (6,5 млн. жителей), это много иногородних, приезжающих сюда на работу.
Тенденциям на рынке недвижимости был посвящен доклад Николая Михайловича.
На рынке новостроек цены в зависимости от удаления от МКАД колеблются от 44 000 руб. за 1 кв. м до 73 000. На вторичном рынке жилья средние цены - 50 000 - 90 000 рублей в зависимости от удаления от МКАД. Ативность рынка в Подмосковье весьма волнообразна. Всплески происходят примерно раз в 2-3 месяца.
В секторе аренды цены находятся на докризисном уровне: стоимость аренды в месяц 1-комнатной квартиры примерно от 10 000 рублей до 20 000, 2-комнатной от 15 000 до 25 000, 3-комнатной от 20 000 до 30 000 рублей.
В секторе коттеджных поселков отмечено развитие проектов в направлении эконом-класса и уменьшение доли продаж участков без подряда. Большое количество проектов на землях сельскохозяйственного назначения. На вторичном рынке загородной недвижимости продолжается стабилизация спроса в сегменте эконом-класса. Самым популярным объектом является коттедж по цене, немногим превышающей стоимость трехкомнатной квартиры в ближайшем городе.
Во второй части Конференции состоялось Общее собрание членов Гильдии риэлторов Московской области, главным вопросом которого были выборы Президента ГРМО. Все 139 голосов были отданы Хромову Андрею Александровичу, генеральному директору ЗАО «Кредит-Центр», Президенту Гильдии риэлторов города Жуковского и Раменского района.