Со второй половины XIX века вплоть до самой революции 1917 года в российском градостроительстве не было движущего фактора, более активного и действенного, чем железные дороги. В этот период они, а не промышленность определяют перспективность развития того или иного региона, стимулируют разработку месторождений полезных ископаемых, строительство фабрик и заводов, формирование новых рынков сбыта и создание прочной хозяйственной связи территорий. Близость к дороге, как правило, давала новый импульс к развитию захудалых провинциальных поселений, а удаленность от нее вела к хозяйственному застою, превращая процветающие прежде торговые города в захолустье. Железная дорога становится основным центром притяжения и связующей нитью развития всей экономической жизни страны. В первой книге данного издания уже говорилось об основных принципах сложения железнодорожной сети России, о влиянии железных дорог на освоение ее пространств, о роли дорог в развитии старых и формировании новых поселений. Задача настоящей главы — рассмотреть железную дорогу как своеобразный огромный архитектурно-градостроительный комплекс, разворачивающийся в пространстве и времени, выявить факторы, влияющие на формирование и систему проектирования железнодорожной линии, а также показать роль дороги в сложении нового типа поселений — железнодорожного поселка.