Нечто подобное происходит и в области градостроительства, хотя новые градостроительные идеи, как уже отмечалось, рождаются в сфере низовой крестьянской или городской народной культуры. Утилитарно-производственные потребности влекут за собой появление нового типа промышленных зданий, промышленных комплексов, поселков, сел, поселений. Со временем новые градостроительные приемы и принципы становятся достоянием высокой культуры и обретают новую жизнь в качестве градостроительной идеи, направленной на разрешение важнейших социальных проблем. Идея города-сада, как архитектурно-градостроительная идея, как принцип проектирования городов и крупных районов, где одновременно с жильем предусматривается строительство всего необходимого для жизни комплекса социально-бытовых, культурно-бытовых и обслуживающих зданий, где обязательно предусматривается создание общественного парка, где вместо традиционной для больших городов сплошной застройки применяется застройка свободно стоящими зданиями, расположенными на застроенной территории независимо от направления и красной линии улиц, — все это родилось и впервые оформилось в целостную систему в фабричных селах и промышленных поселках. Но эти принципы пришли в градостроительство XX века как новая самостоятельная градостроительная система с распространением идеи города-сада. В таком контексте применяемые в каждом отдельном случае особенности застройки — малоэтажная с домами типа коттеджей или квартирными домами в несколько этажей — представлялись вопросом второстепенным. Главное заключалось в том, что новые идеи получили хождение среди просвещенных слоев общества. Но столь же очевидно низкое плебейское происхождение новых идей, принципов, типов поселений, переживающих в ходе осознания их исторической роли процесс возвышения. Опыт строительства фабричных сел в начале XX века начинает привлекать внимание представителей образованных классов и столичных зодчих, превращающих застройку фабричных сел в явление высокой архитектуры.