Еще одно выражение общего процесса — изменение представлений о принципах формо- и стилеобразования в архитектуре, осознаваемое применительно к проектированию отдельного здания. В архитектуре романтизма складывается представление, сформулированное К. А. Тоном, как необходимость применять стиль, соответствующий сущности здания, т. е. представление о том, что назначение здания определяет его облик, стиль, в котором оно проектируется, а это в представлении середины XIX века означало обращение к наследию, с которым ассоциировалась функция того или иного сооружения. Скажем, православные храмы надлежало проектировать в духе древнерусских церквей, католические — возрождая архитектурное наследие готики.
Во второй половине XIX века, в пору историзма, это представление дополняется другим: стиль, в которой йроектиру- ется здание, зависит не только от его назначения, но и от материалов и конструкций, из которых оно построено. Так первоначально выражает себя в архитектуре представление об определяющем значении утилитарного функционального и конструктивного начала и о зависимости от него художественного. Одновременно на уровне теории формулируется представление, что стиль, т. е. художественное начало, в архитектуре определяется утилитарным, практическим началом во всем многообразии его проявления: функции, материала, конструкции, то, что утилитарное начало воздействует на художественное, является исходным, определяющим.