Осознание этого обстоятельства в архитектуре получило выражение в разных формах. В первой, наиболее ранней по времени — в осознании народа творцом высших духовных ценностей, что, в свою очередь, соотносится с религией, с православием, как выражением духа народа. Этим рожден восходящий к середине XIX века, прерванный революцией, ренессанс храмового зодчества и возрождение древнерусского наследия, первоначально только в церковной архитектуре. Далее последовало распространение русского стиля на гражданское зодчество и городскую застройку. Это обстоятельство, характерное для второй поАбвй'ны XIX столетия, неотделимо от признания культурной элитой народного творчества — не только духовного, но и материального, явлением историческим. Но этот факт был осмыслен и словесно сформулирован представителями просвещенных слоев общества. Народ внес свою лепту в этот исторический процесс созидательной деятельностью — созданием фабричных сел и промышленных поселков. Создателями первых фабрик на селе были крестьяне, в основном крепостные крестьяне. В городах механические фабрики создавались купечеством. Но купечество в России до второй половины XIX века в основной своей массе принадлежало к непросвещенным (европейски непросвещенным) слоям общества, к городской разновидности народной культуры.