В датированном 1856 годом описании села говорилось: «Кохма заслуживает внимания, как по своей древности, так и по фабричной промышленности», в селе «есть купеческие дома и заведения — они-то и составляют богатство и красоту Кохмы»2. Причиной нового подъема промышленности села стало строительство Шуйско-Ивановской железной дороги. В 1868 году после устройства неподалеку от Кохмы железнодорожной станции Новки от нее к сельской площади была проложена дорога. В Кохме произошло то же, что происходило во второй половине XIX — начале XX века в Иваново- Вознесенске, Юже, Середе, Шуе, во многих других городах и селах. Вынесенные к берегам рек, прудов, озер громадные фабричные корпуса из красного кирпича радикально изменили привычный облик берегов и прибрежные панорамы.
Два крупнейших предприятия Кохмы (фабрики Щербаковых и Ясюнинских) поглотили более мелкие. В последней четверти XIX — начале XX века в Кохме, как и на всей территории России, прошло обновление созданных в середине XIX столетия промышленных ансамблей. Старые фабричные корпуса перестраиваются или заменяются новыми, более крупными. Сооружаются рабочие поселки и общественные здания, складывается характерный современный облик Кохмы.