Наименования поселков в грандиозном ансамбле фабрик Коноваловых — еще одно напоминание об одном из аналогов и прототипов фабричных сел — о дворянских усадьбах и даже об императорских резиденциях. По имени членов семьи помещик или император в окрестностях Петергофа называл расположенные поблизости усадьбы и деревни. Владельцы усадеб называли своими именами и именами членов своей семьи особо почитаемых ими людей или покровителей, называли в честь детей И. А. Коновалова — рощи, аллеи, беседки. Но поселки Сашино и Сережино — это уже отдаленное эхо, смутный отголосок прежде отчетливо прослеживаемой связи. Она все более теряет очевидность по мере того, как приобретал определенность, развивался и усложнялся новый тип поселений.
Ярким примером превращения сельской застройки в фабричную и постепенное приближение к характеру городов- садов служит село Южа, ныне центр одноименного района Ивановской области. Оно состояло из двух разнохарактерных частей: сельской части (Старая Южа) и фабричной, отделенной от первой озером Вазаль (Новая Южа). Фабричный поселок (Новая Южа) соединяется главной улицей-дорогой со Старой Южей с ее типично сельской застройкой, с избами и храмовым комплексом на сельской площади. В состав храмового ансамбля входили две церкви: иконы Смоленской Божьей Матери (1795) и Николая Чудотворца (конец XIX века, разрушена в 1930-е годы)
Благодаря вынесенности многоэтажных фабричных корпусов на главную улицу-дорогу, соединяющую обе части Южи, двухцентровость функциональной и планировочной структуры села оказалась архитектурно зафиксированной в высотных объемах основных градообразующих сооружений. Особенно богата пространственными эффектами сочетающая в себе двухцентровость со своеобразной полицентричностью планировка и пространственная структура Новой Южи.