Фактически во всех относительно крупных городах вне зависимости от их официального статуса, включая и столицы, существовши пространства по своей содержательно художественной значимости соответствующие городам разного уровня — столичного, губернского и уездного.
Отмеченные подлинной столичностью территории, естественно, располагались не просто в центре города, а, прежде всего, в районах, считавшихся в определенный период наиболее престижными. Скажем, подлинной столичностью ха- рактеризовшись в конце XIX — начале XX века в Петербурге не только улицы его исторического центра вроде Невского проспекта, Миллионной, Большой и Мшой Морской, Большой и Мшой Конюшенной и других. В число такого рода территорий входят и районы недавних окраин, превратившиеся в начше XX столетия после строительства стационарных мостов через Неву — Литейного, а затем Каменностров- ского в сплошные строительные площадки. Петроградская сторона с Каменноостровским и Большим проспектами и прилегающими к ним улицами, Литейный проспект, пространство, тяготеющее к Московскому вокзшу, парадностью и представительностью своего облика не уступают главным улицам активно обновлявшегося на рубеже Х1Х-ХХ веков исторического центра Петербурга.
Столичные по своему художественному уровню и архитектурному облику улицы не редкость в губернских городах, особенно в переживавших подлинный строительный бум городах вроде Киева, Харькова, Риги, Саратова, Самары, Нижнего Новгорода. Появляются отмеченные подлинной сто- личностью застройки районы и в наиболее динамично развивающихся в середине XIX — начаде XX столетия уездных городах. К упомянутым уже Ростову-на-Дону или Одессе можно присовокупить Рыбинск, Новочеркасск и ряд других.