Для русского культового зодчества характерен свободно стоящий храм. В этом он отличен от западно- или центральноевропейского, нередко так тесно включенного в окружающую его плотную застройку, что видимым остается лишь один или, если здание расположено на перекрестке, два фасада. Русские храмы видны издмека. Они господствуют в панорамах города. Они завершают перспективы улиц и служат ориентиром путнику. Ориентиром в буквальном, сугубо житейском смысле и в смысле духовном. Храм — архитектурноградостроительный, духовный и нравственный ориентир. Дорога ведет к храму. Почти кажд улица российского города ведет к храму. Храм, а иногда и не один, неизменно был виден в конце улицы или там, где находился поворот или перекресток. Береговые панорамы украшай многочисленные храмы.
И еще одна особенность российского города, типична для всех эпох, в том числе для XIX — начала XX века: от перекрестка, возвышения, холма, вдоль реки или оврага, от какого-либо храма обычно открывался вид еще на один или на несколько храмов. Один храм как бы передавал эстафету другому. Движение по улицам, а особенно движение по берегу реки, по реке или озеру неизменно сопровождалось сменой следующих друг за другом картин. В каждой из них господствовал храм или храмы.
Во второй половине XIX столетия возглавлявшуюся государством политику привнесения в облик российского города русского начала с помощью строительства храмов в русском стиле дополнила практика обращения к наследию древнерусского зодчества в гражданской архитектуре. На этот раз инициатива исходила не от государства или государя, а от частных лиц и местных властей — от заказчиков и от городских правлений, прежде всего от людей, на средства которых сооружались подобные здания, — купцов и предпринимателей. Одновременно с постройками в русском стиле в гражданскую архитектуру во второй половине XIX века приходят и другие неклассические стили.