Начиная со времени царствования Николая I, государство и лично сам государь проводят политику, направленную на усиление роли храмов в ансамбле поселения, на усиление производимого ими впечатления «святости». С официальной политикой в области архитектуры непосредственно связаны и от нее неотделимы столь же последовательные усилия государства, рожденные желанием придать российскому городу облика русского православного города. Главным средством возрождения национального облика города (тогда это был синоним русского города) становится сооружение храмов в русском стиле. Огромные размеры храмов, особенно соборных, сооружавшихся в столицах, в губернских городах, бывших всегда и центрами епархий, было общим явлением. Храмы огромных размеров, превосходящие своей величиной древнерусские соборы, возводятся в уездных городах, монастырях и даже в крупных селах. Эта особенность присуща не только церковному строительству середины XIX — начала XX века. Зодчество этого времени унаследовало ее от классицизма. Архитектура классицизма оставила в наследство не только огромные соборы и церкви в обеих столицах и губернских городах, но в городах уездных и даже в селах. Достаточно напомнить о грандиозном соборе в Рыбинске и замечательном храмовом комплексе, образованном собором Арзамаса и расположенном на противоположном берегу реки Тезы церкви села Вознесенье.
Улица или улицы, ведущие к храму, улица или переулок, перспективу которых завершает храм, храм, высящийся над сравнительно низкой застройкой, храм, видимый издали и организующий движение по городу, — устойчивая и характерная именно для русского градостроительства традиция. В российском городе не только православный храм, но и костелы, кирхи, мечети, синагоги сооружаются таким образом, чтобы каждый из них виделся целиком. По идущей от средневековья традиции объем русского православного храма пластичен, фасады равно выразительны, композиция создана в расчете на восприятие здания как целостного объема и со всех сторон.