Это симбиоз нескольких разнохарактерных традиций. С одной стороны, деревянно застройка русского города создается на основе регулярного градостроительства и стилевой архитектуры. С другой — она непосредственно, через крестьянскую жилую архитектуру, связана с дожившей до второй половины XIX века традицией средневекового зодчества, опирается на него и переосмысляет его опыт, а также опыт строительства бздаганов и других деревянных строений на народных гуляньях в городах. Это еще один и,
очевидно, очень важный источник. Без него не было бы возможно столь быстрое сложение деревянной жилой застройки русского города как самостоятельного явления, стадиально представляющей новый этап по отношению к крестьянской жилой архитектуре 1830-1850-х годов.
Архитектура народных гуляний была единственно допускаемой в города, хотя и временно, формой присутствия народного зодчества. Судя по всему, поэтика народных гуляний внесла свою лепту в формирование феномена деревянной городской застройки. Ее воздействие на творчество Гартмана, Ропета, русского стиля второй половины XIX столетия очень велико. Об этом влиянии будет сказано специ- здьно во второй части этой книги.
На сравнительно короткий период 1860-1890-х годов пути развития стилевой архитектуры встречаются с путями развития народной деревянной архитектуры русского города. Близость обеих в это время настолько велика, что народна деревянно жило застройка — феномен низовой городской культуры — органически вливается в одно из направлений стилевого зодчества, связанного с обращением профессио- ноьных аржтекторов к традиции крестьянского искусства.
Позднее, уже в начое XX века, пути деревянной и каменной (в данном случае они синонимы народной и стилевой) архитектуры расходятся. Деревянно народная жил архитектура (ее традиции дожили в индивидуадьном жилищном строительстве деревень, поселков, небольших городов до конца XX столетия) остается верной сложившимся приемам. Стилевая архитектура, следуя логике своих законов, проходит через этапы модерна, неоклассицизма, авангарда, постмодернизма и т. д.