Проекты «Атласа» 1842 года занимали в этом процессе промежуточное положение. Они свободны от господствовавшей в городах в эпоху классицизма политики жесткой регламентации фасадов, однако еще не свободны от определяемой сверху регламентации как таковой. Своею промежуточностью образцовые проекты для крестьян, изданные в 1842 году, родственны другому крупному начинанию николаевского царствования — созданию многочисленных серий образцовых проектов жилых домов для городов, датированных 1840-ми — началом 1850-х годов. Регламентация в виде обязательности строительства по этим проектам сохраняется. Но количество самих проектов и их разнообразие заметно увеличивается. В процессе их разработки делается попытка предвосхитить все возможное многообразие индивидуьных запросов будущих заказчиков, когда дело касается проектов городских домов, учесть местные архитектурные традиции, финансовые возможности и индивидуальные требования представителей крестьянского сословия в проектах сельских построек. Специфика «Атласа« 1842 года, содержавшего проекты крестьянских домов, свидетельствовала, как тесно общая политика в области образцового проектирования связана с культурной программой возрождения народности, религиозным возрождением, а то и другое — с реализацией в годы царствования Николая I идей непросвещенного абсолютизма.
На проекты, созданные Тоном, помещенные в «Атласе» 1842 года, опирались составители более поздних ьбомов проектов для крестьян.
В1844 году в дополнение к «Атласу» 1842 года за подписью министра Государственных имуществ были изданы «Правила для устроения кенных селений, на шоссейных трактах расположенных« . Правила регулярного градостроительства, обязательные для городов, окончательно становятся правилами и для сельских поселений. Шоссейная дорога трактуется как улица, как аналог парадного общественного пространства города. «Правила» преследуют единственную цель — придать правильность общему расположению селений, а выходящим на шоссе фасадам домов — благообразие и красоту в соответствии с господствующими нормами архитектурного стиля.
Это стремление особенно чувствуется при чтении «Правил« , относящихся до приведения в лучший вид строений, принадлежащих бобылям, солдаткам и вообще не пользующимся полевою землею и не несущим мирских повинностей», т. е. наименее состоятельной части сельского населения. «Правилами« приписывось: в случае, если дома бобылей «не портят общего вида селения и укрыты лицевым строением, то оставлять на своих местах или выносить на край только некоторые из них; буде же бобыльские дома безобразят селения, то выносить их в поперечные улицы;