Создание планов новых для селений Удельного ведомства Министерства государственных имуществ, начатое после инспекционной поездки вице-президента департамента уделов Л.А. Перовского, обследовавшего 16 берний, осуществлялось по его инициативе на основе им же выработанных предложений взять за основу планировки сел правила 1817 года, «каждому удельному селению сделать план, от которого бы отступить не вправе были... и, каждого года, переносить по жребию, известное число назначенных к сломке дворов»1, добивсь таким образом релярности в планировке уже существующих селений.
В 1830 году вышли новые правила планировки сначма для крестьянских поселений Удельного ведомства, потом и для казенных, выработанные в Министерстве внутренних дел. Вторые, разработанные более подробно, позднее были, хотя и с коррективами, распространены и населения Удельного ведомства.
Высочайше одобренное 27 октября 1830 года положение «О устроении селений с примерными планами состояло из вводной части под названием «О строениях и селениях вообще» и четырех «Отделений», включавших: I. Положения общие;11. Об устроении селений вновь;111. О лучшем устроении существующих селений и IV О построении в селениях магазинов, мельниц, фабрик и заводов.
Отделение II «Об устроении селений вновь» включало четыре главы. В них описывмись правила планировки селений, дворов, домов во дворах и приемы расположения в системе плана сел храмов, общественных зданий и разного рода заведений — гостиных дворов, лавок для ярмарок (их, как и храмы, надлежмо сооружать на площадях);до- мов волостных правлений, земских изб и школ (в «Положении» 1830 года впервые специально говорится о выборе места для строительства сельских школ). Постоялые дворы и гостиницы предписывалось сооружать близ площадей2.
Годом позже, в 1831 году опубликованное в Министерстве внутренних дел «Положение» было подтверждено изданием мьбома «Планов для устроения селений». В нем воочию предстает борьба двух тенденций. Перв тенденция — вытеснения или навязывания норм господствующей городской культуры низовой крестьянской — представлена подавляющей массой проектов. Вторую, а ее можно назвать проектированием в «крестьянском вкусе», отражают проекты домов по образцу малороссийских хат, проекты «устроения деревень в губерниях, изобилующих лесом», а также ге- нершьный план, фасады и планы домов и дворов «ведомства Царскосельского дворцового правления деревни Верхняя Кузьмина». Два последних листа были вьючены в «Атлас» по специальному распоряжению Николая I как образец деревни, «устроенной в чистом Русском вкусе»1.