Начинать тренировку следует всегда точно в установленное время с построения занимающихся, их переклички, рапорта старосты о готовности группы к занятиям.
Воспитанию дисциплины во многом содействуют качественное проведение тренировочного урока и высокая его плотность, когда время используется наиболее продуктивно. На таком уроке внимание каждого занимающегося непрерывно сосредоточено на овладении спортивной техникой, на достижении лучших спортивных результатов. В перерывах для отдыха спортсмены могут наблюдать за техникой своих товарищей, анализировать ее и помогать исправлять ошибки. Важно, чтобы все активно участвовали в уроке и никто не сидел без дела. Занятие в этом случае дает удовлетворение, проходит живо и интересно.
Разъяснения по поводу неправильного поведения отдельных спортсменов на занятиях следует делать после их окончания —во время заключительной части.
Дисциплинирующее и организующее значение имеет также одинаковая спортивная форма, поэтому надо требовать, чтобы все были одеты одинаково. Форма должна быть красивой и удобной для занятий.
Большую роль в воспитании и поддержании дисциплины играет правильно организованный систематический учет, который ведет тренер. Педагогом учитываются: посещение занятий, успеваемость (освоение спортивной техники и рост спортивных результатов), сдача норм комплекса ГТО и разрядных норм, рекорды спортивной школы, секции коллектива физической культуры и т. д.
Существенное значение в воспитании спортсмена имеет дневник его тренировки. В дневнике, который ведется спортсменами под руководством тренера, записи производятся ежедневно. Ведение дневника дисциплинирует спортсменов, заставляет их глубоко вникать в процесс тренировки, правильно понять его. Лучшие велосипедисты страны, как правило, ведут многолетние и тщательные записи в своих тренировочных дневниках. Тренер вместе со своим воспитанником анализирует материалы дневников, делает соответствующие выводы и использует их в своей дальнейшей работе.
Надо, чтобы тренер в процессе тренировки психологически готовил спортсмена к соревнованиям, заранее сообщил ему время и место проведения, точную программу соревнования и номера, в которых он участвует, сведения о его предполагаемых противниках и т. д., воспитывал в нем уверенность в успехе предстоящего выступления. При этом надо, конечно, учитывать реальные возможности спортсмена.
Перед соревнованием следует провести собрание команды, чтобы ознакомить участников с обстановкой, в какой будут проходить соревнования, мобилизовать спортсменов на упорную борьбу для завоевания победы. Надо напомнить участникам основные пункты положения о соревнованиях, правила, на которые следует обратить особое внимание, чтобы не быть дисквалифицированным. Следует предупредить их, чтобы они заранее тщательно проверили велосипеды, спортивную форму.
После соревнований независимо от результатов тренеру также следует собрать команду и проанализировать достоинства и недостатки выступлений, поведение участников во время соревнований.
Хороших результатов спортсмен может достигнуть только при высокой дисциплине на тренировках и соревнованиях.