Где встречаться с учителем. Встреча по просьбе учителя обязательно должна состояться. Кстати, почему-то так принято, что личная встреча учителя и родителей должна проходить только в школе. Почему?
«Своя» территория по умолчанию дает преимущество педагогу, а для многих родителей в силу разных обстоятельств это проигрышная позиция. Но я знаю лишь единичные случаи, когда родители обсуждали ситуации (и довольно сложные) на нейтральной территории — за чашечкой чая или кофе. Причем большинство родителей, которым я это предлагала, реагировали положительно: «Почему бы нет», «Стоит попробовать», хотя почти все выражали сомнение, что учитель согласится.
А вот большинство педагогов оказалось против подобных «вольностей», некоторые даже возмущались: «Зачем мне это нужно? Это может повредить моему авторитету». Конечно, были и те, кто считал такую встречу возможной, но редко кто видел плюсы, а не минусы. Но я знаю школу, где учитель и родители могут спокойно все обсудить за чашечкой чая в школьном кафе, и инициатором такого обсуждения бывает учитель. «Это совсем другая ситуация и совсем другая обстановка, — делилась со мной учительница этой школы, — нет напряжения, натянутости, можно спокойно сделать паузу, не думать, куда деть руки, сесть можно удобно, собеседник напротив, и ему спокойнее, комфортнее... В такой обстановке самые сложные проблемы уже не кажутся нерешаемыми, неразрешимыми. Я заметила, что за чашечкой чая не тратились силы на преодоление сопротивления, тебя готовы выслушать, а это самое главное».
Действительно, ситуация «за чашечкой чая» — это ситуация равноправных партнеров, без доминанты одного из них, которая создает хорошие условия и для спокойного обсуждения, и для выработки совместного решения, и для преодоления конфликта. Именно в такой ситуации есть шанс перевести позицию «противники» в позицию «союзники».
Что делать, если родители категорически отказываются от личной встречи, не приходят в школу даже на родительские собрания?
Часто бывает так: попросили — не пришли, ну и не надо. И все же стоит проявить настойчивость: написать записку, позвонить по телефону, «подключить» родительский комитет и т. п. Если все это не помогает, учителю остается рассчитывать только на собственные силы. Конечно, отказ от встречи — ошибка родителей, но они взрослые люди и имеют право на ошибку, за которую, возможно, придется дорого заплатить. В этом случае вряд ли стоит тратить свои силы и время на поиск взаимодействия. Это не даст особого эффекта.