Прежде всего, следует подчеркнуть: карта — необходимое и обязательное пособие на каждом уроке истории. Историческая карта должна соответствовать эпохе, изучаемой на уроке. Если в школе отсутствует нужная историческая карта, можно обратиться к «немой» географической карте. Но недопустимо вести урок о событиях XVI в. по карте XVIII в.: восприятие рассказа учителя о походах русских на Казанское ханство вступит в конфликт со зрительными восприятиями — на карте XVIII в. полыхает крестьянская война 1773—1775 гг., Емельян Пугачев ведет свои войска на Казань. Новые границы, новые города, силуэты многочисленных уральских заводов-мануфактур...
Точности показа и словесных указаний учитель требует и от учащихся, настойчиво помогая им избавиться от неграмотных выражений: «выше» и «ниже» (вместо «севернее», «южнее»), «слева» и «справа» (вместо «западнее» и «восточнее»), «вот это розовое» (вместо точного указания границ государства).
Существенную помощь учащимся в овладении ими исторической картой оказывают особые приемы работы, прочно вошедшие в практику преподавания. Большое значение имеют приемы ознакомления учащихся с новой для них картой, особенно в самом начале изучения истории древнего мира в V классе.
Некоторое знание карты родной страны и некоторые навыки работы по ней школьники получили в IV классе. Но карту мира они знают слабо. На первом уроке по теме «Древний Египет» учитель организует «путешествие» в Египет по карте восточного полушария. Из родного города школьники «едут» (или «летят») к берегам Балтийского или Черного моря, а затем «на теплоходе» совершают «путешествие» в Северную Африку, в Египет. Теперь можно вывесить карту Африки (физико-географический обзор), найти реку Нил, определить положение Египта («северо- восточная часть Африки», «долина Нила, впадающего в Средиземное море»). Только на одном из следующих уроков («Образование государства в Египте») учитель перейдет к исторической карте «Древний Восток» 1. При этом он проведет наглядное сопоставление двух карт, обозначив с помощью цветных шнуров или полосок бумаги на карте восточного полушария территорию, охваченную исторической картой, и поручив учащимся найти важнейшие ориентиры на той и другой карте (восточную часть Средиземного моря, Нил). Прием «путешествия» еще не раз послужит в работе по карте. Практика показывает, что учащимся V—VI классов трудно найти на карте Персию (Иран). Но стоит только совершить «поездку» по Волге и Каспийскому морю «прямо на юг» — и положение Ирана фиксируется прочно.