Следует использовать в работе и методы нравственного воспитания — убеждение, побуждение, личный пример воспитателя, систематическое упражнение, поощрение и наказание. Это будет способствовать активизации процесса воспитания, его планомерности и разнообразию.
Методы морального воспитания нельзя применять изолированно один от другого. Наилучший результат они дают тогда, когда применяются во взаимной связи.
Воспитательную работу необходимо осуществлять так, чтобы она не была надуманной, назойливой, а являлась бы органической частью учебно-спортивного процесса.
Возьмем для примера преодоление подъемов на дистанции. Настойчиво работая вместе со спортсменом над совершенствованием техники езды в гору, постепенно увеличивая крутизну и протяженность подъемов, тренер побуждает спортсмена преодолевать все большие трудности. В другом случае тренер ставит перед спортсменом определенную задачу — выиграть на соревновании первое место, чтобы обеспечить победу всей команды, и спортсмен борется за честь своего коллектива. Этим тренер воспитывает волю спортсмена^ настойчивость в достижении поставленной цели, веру в свои силы.
Езда на велосипеде оказывает свое воспитывающее воздействие не сама по себе. Некоторые тренеры иногда ошибочно считают, что, например, езда по кроссу сама воспитывает смелость, волю, так сказать, автоматически. Результат и направление воспитывающего действия занятий всецело зависят от тренера, от умелой организации и методики проведения учебно-спортивного процесса. Значение физических упражнений как средства нравственного воспитания зависит от того, в чьих руках оно находится, кем применяется.
Представим себе, что неопытный тренер, как это и бывает иногда, заставил новичка-велосипедиста на большой скорости сделать резкий поворот. Спортсмен, не имея достаточной подготовки, не «вписался» в поворот и упал. Боязнь резких поворотов после этого лишь усилится, и впоследствии придется потратить немало труда и времени, чтобы этот страх преодолеть. Такой случай только укрепляет у спортсмена нерешительность — он теряет веру в свои силы.
Спортивный режим, тренировка, соревнования также могут быть средством воспитания. Надо, чтобы тренер в самом планировании и проведении уроков, тренировки, в режиме соревнования стремился решить задачи коммунистического воспитания. Так, например, разъясняя особенности методики тренировки лучших советских велосипедистов, рассказывая об их победах, тренер может в процессе занятий воспитывать у своих учеников гордость за успехи советского велосипедного спорта, любовь к Родине.
Своевременное начало и окончание урока, требовательность тренера к соблюдению порядка при проведении занятия, последовательное и строгое выполнение спортивного режима, правил соревнований оказывают положительное влияние на воспитание дисциплинированности спортсменов.