Ипотеку назвали "продуктом года"

В этом году банкиры подавляющим большинством голосов "продуктом года" для частных лиц назвали ипотеку, подтвердив свой прошлогодний прогноз. Поскольку именно ипотека в канун прошлогодних новогодних торжеств была названа наиболее вероятным претендентом на победу как "продукт года" 2006-го. Среди услуг для юридических лиц безусловным лидером стал факторинг. В следующем году банкиры предрекают победу в номинации "продукт года" ипотеке и кредитам для малого и среднего бизнеса.

Жилье нужно всем

"В этом году продуктом года, безусловно, является ипотека, - считает начальник департамента по работе с физическими лицами Газпромбанка Анна Горячева. - В течение 2006 года на рынок ипотечного кредитования с новыми программами вышло несколько банков, ранее не предоставлявших ипотечных кредитов. Также банки, активно кредитующие клиентов на приобретение недвижимости, предложили новые, более комфортные условия для клиентов по действующим программам, а также ввели в действие новые программы".

Выбор банкиров подтверждают и цифры. По данным Банка России на 1 октября 2006 года, рост объемов ипотечного кредитования составил 166% (в рублях) и 160% (в валюте). Доля рублевых ипотечных кредитов в общем объеме выданных кредитов на жилье увеличилась с 23 до 52%, а доля валютной ипотеки - с 56 до 77%. "Несмотря на востребованность ипотеки со стороны населения, темпы ее роста в 2006 году снижались по сравнению с предыдущими годами из-за существенных темпов удорожания жилья. В настоящий момент ситуация стабилизируется и можно утверждать, что созданы предпосылки для стремительного развития ипотеки в ближайшие годы - возросло количество банков, предлагающих ипотеку, произошло снижение ставок, упростились требования к заемщику, сократилось время принятия решения о предоставлении кредита, повысился качественный уровень консалтинга, - уверены в НОМОС-банке. - Росту популярности ипотечного кредитования в дальнейшем будет также способствовать и государственная политика в сфере реализации национальных проектов".

Марина Малайчик, замначальника управления розничных операций банка "Возрождение" также называет ипотеку наиболее востребованным розничным продуктом. "И сегодня, и в следующем году ипотечное кредитование будет стратегическим направлением в рознице, - считает она. - Жилье нужно всем и всегда, а сейчас, когда цены на квартиры резко идут вверх, купить недвижимость можно только с привлечением заемных средств. Именно поэтому ипотека развивается быстрыми темпами: так, если в начале года мы выдавали в месяц 100 ипотечных кредитов, то сейчас - уже около 500. Причем эта цифра постоянно увеличивается".

Какие банковские продукты будут востребованы в 2007 году

И в следующем году, по мнению банкиров, в номинации "продукт года" победит ипотека. "Во-первых, это один из немногих способов приобрести недвижимость для человека. Во-вторых, это один из немногих действительно качественно обеспеченных активов для банков. Интересы двух сторон сходятся", - объясняет свой выбор зампредправления Росевробанка Дмитрий Суздальцев. Рост рынка ипотеки будет происходить в основном за счет Подмосковья и регионов, добавляет замдиректора департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка Лидия Герцена. "Развитию рынка ипотеки также будет способствовать приток долгосрочных ресурсов от дочерних иностранных банков, которые заинтересованы в том, чтобы занять определенную долю рынка", - считает она.

Помимо ипотеки в следующем году продолжат активное развитие все виды розничного кредитования, особенно кредитные карты и кредиты наличными. Кроме того, банкиры продолжат активное освоение дистанционных каналов обслуживания, в первую очередь интернет-банкинга и мобильного банка.

В сегменте услуг для юрлиц "продуктом-2007" станут кредиты для малого и среднего бизнеса. "Сегодня в одной только Московской области потребность малого и среднего бизнеса в кредитах оценивается приблизительно в $6 млрд. Причем спрос на кредиты удовлетворен лишь на 20%, - отмечает замначальника управления корпоративного бизнеса банка "Возрождение" Денис Баранец. - Главная причина, тормозящая развитие кредитования малого и среднего бизнеса, связана с тем, что в России очень трудно провести оценку предприятия малого бизнеса". По мнению начальника управления кредитования СДМ-банка Сергея Козлова, в следующем году еще более востребованными станут услуги факторинга.

В банке "Союз" "ставят" на IPO. "Одной из наиболее востребованных услуг для юридических лиц в 2007 году станет публичное размещение акций на фондовых биржах (первичное, IPO, либо вторичное - SPO), - считает руководитель группы анализа рынка акций банка "Союз" Станислав Свиридов. - Если в 2005 году объем IPO российских компаний составил порядка $5 млрд., в текущем году эта цифра, как ожидается, возрастет до $18 млрд., то в следующем году на IPO (либо SPO), по различным оценкам, выйдут от 30 до 35 российских компаний, а объем привлеченных средств достигнет $19 млрд."

Финансовые известия