Федеральная антимонопольная служба проверит банки, которые ограничили россиянам выдачу льготной ипотеки только списком застройщиков-партнеров, рассказали в пресс-службе ведомства. В ЦБ РФ также обратили внимание на «новые практики» подопечных. Фактически кредитные организации требуют от застройщиков софинансирования жилищных кредитов. По мнению юристов, финучреждения могут быть наказаны за нарушение закона о защите конкуренции. И хотя новые практики могут охладить рынок, в будущем они рискуют привести к росту цен на жилье. О том, что происходит на рынке недвижимости в начале 2024 года, «МК» побеседовал с руководителем аналитического управления банка БКФ Максимом Осадчим.
— Какие новые тенденции наметились на рынке ипотеки в последнее время?
— Власти наконец-то всерьез взялись за охлаждение перегретого рынка ипотеки. К позиции ЦБ о необходимости борьбы с этим перегревом волей-неволей присоединился Минфин. В условиях роста ключевой ставки до 16%, при сохранении льготной ставки ипотеки в 8%, расходы по субсидированию льготной ипотеки становятся неподъемными для государства. Тем более, что сохраняется дефицит бюджета: на 2024 год он запланирован на уровне 2,2 трлн рублей. В конце прошлого года, 23 декабря, вступило в силу постановление правительства России о снижении наполовину процентного пункта размера субсидии банкам по льготным ипотечным программам. Первоначальный взнос по льготной ипотеке был повышен с 20% до 30%, а максимальный размер кредита для столичных регионов был снижен с 12 до 6 млн рублей. Банки реагируют на эти новшества ужесточением требований к застройщикам и ростом комиссий. Застройщики могут попытаться отыграться на покупателях, повышая цены, но в условиях снижения доступности льготной ипотеки эта попытка неизбежно натолкнется на резкое снижение спроса.