Подводя итоги года, игроки сегмента заключают: облегчить влияние кризиса смогли те владельцы торговых центров и арендаторы, кто сумел договориться и вовремя пойти на уступки
За 10 месяцев этого года рынок торговой недвижимости Москвы уже объявил о переносе 49% от заявленного ввода, подсчитали в компании Knight Frank. Конечно, 249,3 тысячи введенных квадратных метров текущего 2020-го — это на 6% больше, чем было в прошлом году. ТРЦ «Щелковский», ТЦ «Остров мечты», ТЦ «Квартал West», аутлет-центр The Outlet Moscow, ТЦ «Столица», четыре районных центра ADG Group («Эльбрус», «Нева», «Будапешт» и «Рассвет») — ими приросла торговая Москва в 2020-м. А ведь год-то пока именно текущий — до конца декабря еще сколько-то тысяч торговых «квадратов» может встать в строй.
Но, как отмечает директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева, кроме переноса сроков ввода почти половины заявленных объектов есть и другие итоговые показатели со знаком минус. Уровень вакансии в новых ТЦ достигает порой 40% (+4,9% к четвертому кварталу 2019 года), в целом по рынку свободные площади составляют около 11%, отечественные компании стремятся минимизировать затраты и сокращают свои арендные аппетиты. К тому же международные операторы сейчас, ясное дело, не особо торопятся наращивать присутствие в России: за последние десять месяцев на российский рынок вышли только 12 новых брендов, в то время как за аналогичный период прошлого года — 26.