Кризис не рассеется до конца года

Пришедший кризис банковской ликвидности пока удается скрывать. Подвох был сделан, от кого мы меньше всего этого ожидали, — американцы. Особенность современного рынка ипотечного кредитования состоит в том, что банк, выдавший кредит на покупку жилья, в дальнейшем перезакладывает документы на приобретенную недвижимость, тем самым привлекая дополнительные средства. И несколько месяцев назад обнаружилось, что из $1,5 трлн. перезаложенных ипотечных кредитов в США $220 млрд. вряд ли будут возвращены.

В Америке сразу начали искать виноватых. Банки, выдававшие сомнительные ссуды, по-умному открестились, заявив, что выкупать их ипотечные облигации никого не заставляли. Инвестиционные компании во всем обвиняли банки, проводившие рискованную кредитную политику. И те и другие ополчились на ведущие рейтинговые агентства, такие как Moody’s Investors Service, Fitch Ratings и Standard&Poor’s, чрезмерно высоко оценивавшие банковские ипотечные бумаги. Кризис моментально стал глобальным, поскольку облигации американских банков покупали в Европе, Японии, Австралии.

И это только начало. Международный валютный фонд прогнозирует, что брызги от лопнувшего ипотечного пузыря могут превратиться в затяжной кризис на мировых финансовых рынках, причем основные последствия американского дефолта проявятся лишь в следующем году.

Явно, что кризис будет продолжаться, до конца этого года он не рассеется. Проблемы с привлечением средств из-за рубежа для крупных банков аукнулись трудностями с внутренними займами. Если в первом полугодии этого года темпы заимствований банков на внутреннем рынке составляли в среднем 46 млрд. рублей в месяц, то в августе, например, удалось привлечь лишь 10 млрд. рублей. Все потому, что крупнейшие российские предприятия должны Западу еще больше, чем банки, — $212 млрд.

Необходимость привлечения средств подталкивает российских банкиров к увеличению премий по размещаемым ипотечным облигациям, что неминуемо отразится на цене кредитов. В некоторых крупных банках, чья задолженность иностранцам составляет до половины всех обязательств, предлагаемая доходность по еврооблигациям выросла с 9% до 14% годовых. И все равно ажиотажа не наблюдается. За последние недели процентные ставки по вкладам выросли на 1—2%, причем подорожание коснулось как рублевых, так и валютных вкладов. Отдельные банки идут еще дальше и предлагают в довесок бесплатные пластиковые карты, призы и прочие.

Самый простой способ быстрого обогащения банкиров в кризисную пору — банкротство с переводом активов (кредитов, имущества, ценных бумаг) на подконтрольные структуры. Обратимся к статистике Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

По итогам ликвидации 89 банков, проведенной АСВ, выяснилось, что перед началом процедуры банкротства стоимость активов по балансу и в реальности различались в 10 раз, в среднем по рыночной стоимости удалось реализовать лишь 5% банковских активов, да и то, как правило, это были средства на корсчетах или обязательные резервы. Кредиты корпоративным клиентам, портфели ценных бумаг, наличные средства перед банкротством волшебно испарились.

Назревают и объективные причины для банкротства небольших банков. Прежде всего, это все тот же кризис ликвидности, из-за которого у многих банков уже сейчас возникают перебои с исполнением обязательств.

Другой причиной становится ухудшение конкуренции в экономике: с начала года суммы просроченных корпоративных кредитов выросли на 70% — с 54 млрд. до 92 млрд. рублей. Масла в огонь подливают наши сограждане, заигравшиеся с потребительскими кредитами: Национальное бюро кредитных историй подсчитало, что в некоторых банках количество невозвращенных кредитов достигает 22% от общего числа, а всего по России ссуды не вернуло уже более 200 тыс. человек. Кризис для этих банков будет как нельзя кстати.

RealtyPress.ru
 



АКТУАЛЬНОЕ Новости | Статьи