Трансформация рынка недвижимости и ретейла началась не сегодня. Предпосылки к формированию новой эры как рынка недвижимости через тренды цифровизации, так и потребительских предпочтений зародились еще несколько лет назад, пандемия просто ускорила процессы в разы. И то, что в привычных нам условиях события развивались бы постепенно и размеренно, сегодня пришлось постигать за считаные месяцы.
Уже можно сказать о том, что частично переформатировался рынок недвижимости, изменились поведенческие привычки как в области жилого дома, так и общественных зданий. В цифрах это выглядит так: до кризиса доля онлайн-торговли занимала едва ли 10%, сегодня это уже более 20%. На карантине возрос спрос в секторе FMCG на 50%, в сегменте бытовой техники и электроники — на 25–30%, при этом упали онлайн-продажи одежды и обуви более чем на 50%, что, в общем-то, объяснимо. Порядка 23% людей в период вынужденной самоизоляции перестали покупать одежду и обувь. В короткое время ценность здоровья, времени, вопросы безопасности приобрели серьезную значимость.