1. Как изменилась роль риелтора при получении ипотечного кредита в связи с кризисом?
Кардинальных изменений роли риелтора не произошло, так как ипотека и услуги агентства недвижимости — комплиментарны относительно друг друга: риелтор заинтересован иметь в своем арсенале такие инструменты, которые помогали бы ему с большей вероятностью осуществлять сделки. У профессионального риелтора есть понимание, что кредитные инструменты исключать нельзя — это возможность более эффективно решить потребность клиента.
В большей степени изменилось, на мой взгляд, отношение общества к ипотеке — оно стало жертвой активного продвижения в СМИ мнения, что «ипотека умерла». Но наша практика подтверждает, что использование ипотеки и сегодня целесообразно, особенно если большая часть денег для покупки желаемой квартиры есть. Даже в условиях повышенного процента переплата за квартиру (в среднем 4-10%), как правило, сводится на «нет» за счет того, что цены сегодня на 10-20% ниже, чем в прошлом году. А, учитывая, что в перспективе цены вырастут, вложения тем более оправданы. И даже если «живых денег» нет, существуют схемы под залог имеющейся недвижимости. К примеру, вполне реально переехать из однокомнатной квартиры в двухкомнатную: под залог имеющейся квартиры вы получаете кредит, большая часть которого «покроет» стоимость нового жилья. Продав квартиру — расплачиваетесь с банком, а оставшуюся сумму, которая уже не будет критичной, можно погасить в течение нескольких лет. Важным аспектом также является возможность сдавать квартиру в аренду и полностью или частично погашать платежи по кредитам.
2. Как теперь строится сотрудничество Агентство Недвижимости — Банк? Риэлтор — Брокер? Существует ли разница в подходах построения работы до кризиса и сейчас?
Отработанная еще на растущем рынке схема в целом доказала свою эффективность. Косвенное подтверждение этого — еще большая заинтересованность со стороны банков к взаимодействию с агентствами недвижимости (по сравнению с прошлым годом). Ведь продвигая ипотечный продукт своими силами, банки воздействуют на всю совокупность потребителей, а клиенты агентства недвижимости — это и их целевая аудитория. Поэтому сегодня, в условиях оптимизации бизнес-процессов, активная реклама в СМИ уступает место сотрудничеству с агентством недвижимости, как ключевым партнером.
3. Какие корректировки внес кризис в работу МИАНа?
Прежде всего, мы изменили подходы в работе, придав информации об актуальных банковских продуктах «практичный» вид: не просто озвучить клиенту условия и ставки, но и показать, как привлечение кредитных средств повлияет на стоимость конечного продукта с условием всех выплат. Речь идет о демонстрации объективных возможностей самому клиенту. Раньше в этом необходимости не было, сейчас без этого работать невозможно.
4. Изменились ли расценки на Ваши услуги для потенциального заемщика?
Стоимость всех услуг МИАН в рамках ипотечного брокериджа: подбор программы, содействие в сборе необходимых документов, получение одобрения банка на предоставление кредитного займа, объекта покупки и др. осталась неизменной.
5. Какие виды недвижимости наиболее востребованы на рынке? Почему?
Экономкласс традиционно более востребован, так как основу потребителей составляют cреднестатистические граждане, которые посредством сделок с недвижимостью решают жизненные вопросы: приобретают квартиру при создании семьи, разъезжаются или объединяются с близкими родственниками.
6. Каковы перспективы развития рынка ипотеки с Вашей точки зрения? И рынка недвижимости: как по секторам, так и в общем?
Как многие другие аспекты экономики, рынок ипотеки, в первую очередь, будет зависеть от позиции государства. При условии частичного субсидирования ипотечной ставки, обсуждаемого сегодня на высших уровнях государственной власти, и ее реального снижения, спрос на ипотеку вырастет в разы. А это в свою очередь положительно отразится не только на строительной и смежной отраслях (производство отделочных материалов, мебели и т.п.), но и рынке потребительских товаров в целом.
Леся Хихлич, RealtyPress.ru
Читайте также:
Павел Епихин: Рынок недвижимости во время кризиса
Екатерина Забелина: BSGV в период кризиса сохранил все ипотечные продукты
Ирина Кажикина: Ипотека - казнить нельзя, помиловать?