Если подводить краткие итоги деятельности, какие результаты?
За 10 лет в компанию обратились более 7 000 клиентов. За это время в портфеле компании находилось 20 000 объектов, и среди них немало интересных с архитектурной или исторической точек зрения. Например, на реализации в компании находился особняк «Евразия», помещенный в апреле 2008 года журналом The Forbs на восьмое место в списке самых дорогих домов мира.
Как бы вы охарактеризовали рынок эксклюзивной недвижимости в России сегодня?
Рынок эксклюзивной недвижимости в России сформировался поздно, в 2000-е гг., и еще в течение нескольких лет приобретал черты западной модели цивилизованных отношений. Сегодня, мы можем говорить об этом уверенно, это устойчивый, прозрачный и хорошо регулируемый законодательством сегмент недвижимости, меньше других подверженный влиянию кризисов.
Какие изменения на рынке за последние 10 лет произошли?
Изменений много- например, если еще 10 лет назад «элитарность» определялась, в первую очередь, месторасположением объекта, некой узкой зоной в рамках Бульварного и Садового кольца, то со временем добавились и иные качества, которые и делают недвижимость эксклюзивной. Несмотря на то, что Рублево-Успенское шоссе по-прежнему остается самым дорогим и элитным направлением Подмосковья, в последние годы появилось большое число востребованных объектов де-люкс на Киевском, Калужском и Новорижском шоссе. В результате чрезмерной загруженности больших трасс стали популярны и престижны места, которые находятся на небольших тупиковых шоссе, таких как Алтуфьевское, Сколковское, Ильинское. Также приобрел популярность формат «домов на большой воде» – формат загородной жизни, не рассчитанный на ежедневные поездки в Москву. Это объекты на Дмитровском, Осташковском и Ярославском направлениях, расположенные в непосредственной близости от крупных водохранилищ.
Наверно, и покупатели изменились…
За прошедшие 10 лет претерпел значительные изменения и портрет эксклюзивного клиента. В 2000-2003 гг. клиентами АЭН «Усадьба» были известные личности и финансовые деятели, в середине десятилетия к ним присоединились государственные служащие и крупные бизнесмены, покупающие свои первые элитные объекты.
Последнее пятилетие отмечено повторными покупками, а также расширением круга клиентов за счет успешных предпринимателей, ценящих, в первую очередь, комфорт и качество жилья.
А, если говорить о требованиях к объектам аренды? Как изменились вкусы арендаторов элитной недвижимости?
В 1990-х годах квартира с белыми стенами и паркетом была идеальным объектом, поскольку в основном в аренду предлагались квартиры еще с «советским» ремонтом. С конца 1990-х до начала 2000-х большинству клиентов нравились объекты в стиле современной европейской классики (под эту категорию подходили многие варианты с недорогим ремонтом: крашеные стены, отреставрированный паркет, новые окна, светлая плитка в ванных комнатах).
Сейчас предпочтения совсем иные. Современные клиенты выбирают квартиры в разных стилях, от HI-TECH до дворцового, но отделка всегда требуется абсолютно новая, brand new (никто не жил в квартире после ремонта), в крайнем случае, не старше 2 лет. Более внимательно арендаторы стали подходить к качеству полов, дверей, фурнитуры, отделки ванных комнат и их оборудованию, качеству стеклопакетов. Также возросли требования к самому зданию, в котором расположена квартира, качеству строительства и уровню безопасности, наличию организованного паркинга.
Леся Хихлич, Realtypress.ru
Читайте также:
Анна Каримова: прежде чем взять кредит, трезво оцените свои возможности
Вадим Кузнецов: Главное требование к потенциальному заемщику – платежеспособность
Денис Щёкотов: Налоговый вычет это право, которым надо пользоваться
Ипотечное кредитование в России: что год грядущий нам готовит…