Новый жилищный кодекс внес большие изменения в нашу жизнь, даже если исходить хотя бы из того, что в нем более четко определены жилищные права и обязанности россиян.
Вступив в силу с 1 марта 2005 года, новый ЖК ввел множество новых понятий и упорядочил применение старых терминов применительно к новым условиям жизни.
Предоставление социального жилья
Именно в нем, в частности, вводится понятие «социальное жилье» и указывается, кто имеет право претендовать на его предоставление.
Само это понятие, когда граждан обеспечивают жильем, право собственности на которое закреплено за государством или муниципалитетом, отнюдь не в новинку. Достаточно сказать, что во всем мире, даже в развитых странах, где доходы у большинства населения достаточные, чтобы самостоятельно купить квартиру, доля социального жилья в жилищном фонде бывает достаточно большой. Она может составлять 25-35%.
Что касается современного государства российского, то здесь имеется своя специфика. В наследство от прежнего строя ему досталось немало жилья, которое не было приватизировано и находится в социальном найме. Конечно, многое из него за минувшие годы поизносилось. И те же «хрущевки», рассчитанные, по сути, на одно поколение советских людей, сейчас, хоть и нуждаются в ремонте, продолжают исправно эксплуатироваться. Однако ситуация на сегодня такова, что остро стоит вопрос о строительстве нового жилья для предоставления малоимущим.
Кто претендует на предоставление жилья?
В эту категорию, по действующему российскому законодательству, попадают только те граждане, которые, увы, не могут сами приобрести жилье. Они – малообеспеченные, а потому могут рассчитывать лишь на помощь государства. Определены и конкретные категории, которые имеют право на социальное жилье. Сюда входят, например, молодые семьи, ветераны, сироты, инвалиды и прочие категории, которых немало, скажем, в бюджетной сфере. Кроме того, они обязательно должны стоять на учете как нуждающиеся в жилье.
Все они, конечно, с нетерпением ждут того дня, когда получат социальные метры. И их нисколько не смущает то обстоятельство, что бесплатное жилье будет предоставляться для них на условиях найма, и после 2010 года его невозможно будет приватизировать, поскольку для многих таких малоимущих иметь собственную крышу над головой — уже неслыханное счастье.
Такое жилье востребовано, и его ждут многие. Тем не менее, если сказать откровенно, далеко не все даже из числа малоимущих имеют радужные перспективы. И тут проблема скрывается не столько в темпах и объемах строительства жилья, сколько в законодательстве.
Кого отнести к малоимущим?
Дело в том, что Жилищный кодекс РФ не дает четкого ответа на этот вопрос. Определяется доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. А вот конкретный порядок признания гражданина малоимущим устанавливается региональным законом соответствующего субъекта РФ.
Предоставив возможность решать этот важный вопрос на региональном уровне, закон тем самым дал право властям в самых разных уголках страны разработать свои критерии, кого считать малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Скажем, в Волгограде сразу же, как вступил в действие жилищный кодекс, был принят региональный закон, согласно которому малоимущими необходимо было считать тех, у кого доход не превышает прожиточный минимум, а все налогооблагаемое имущество в семье не превышает четырех с половиной тысяч долларов США.
В Нижнем Новгороде подошли к проблеме по-иному. Здесь вывели свой критерий для определения малоимущих. Если доходы семьи и все недвижимое имущество не позволяют купить жилье в течение десяти лет, то можно становиться в очередь.
В первом случае критерий был настолько жесток, что из двенадцати тысяч семей-очередников, стоящих ранее на учете нуждающихся, в новую очередь поначалу попали только…70. А в Нижнем Новгороде очередь сразу выросла на восемь с половиной тысяч претендентов. В целом же в этих регионах больших перемен не произошло. Впрочем, как и в остальных, где остались многотысячные очереди нуждающихся в предоставлении жилья.
Но претенденту на социальное жилье необходимо не только доказать факт своих низких доходов, но пройти еще и процедуру постановки на учет. Следует направить в органы местного самоуправления заявление и весь пакет документов, подтверждающих претензии на социальное жилье. В течение 30-ти дней муниципалитет должен определиться – поставить на учет или отказать. Кстати, новый жилищный кодекс отменил такое понятие как первоочередное предоставление жилья. Определены лишь некоторые категории, за которыми осталось право на внеочередное получение квадратных метров (например, сироты после их выхода из детдома).
Откуда берется социальное жилье
Источников формирования фонда социального жилья немного – вторичный рынок и новостройки. В те же освобождающиеся советские «хрущевки» вселяются лишь некоторые очередники, поскольку тех, кто покидает этот мир и не имеет наследников, не так уж много. Для покупки квартир на вторичном рынке средств в местных бюджетах также немного. Значит, все надежды только на строительство нового жилья. К тому же, это помогает стимулировать строительную отрасль.
Понятно, что строительство не получит нужного размаха, если не будет средств, которых в условиях кризиса стало еще меньше. Вот и получается, что даже в Москве, где предусмотрены различные социальные программы предоставления жилья и ежегодно сдается в эксплуатацию несколько миллионов квадратных метров, ждать свое счастье очередникам придется не один десяток лет.
По подсчетам экспертов, для строительства социального жилья, чтобы очередь более-менее продвигалась, ежегодно необходимо до 300 миллиардов рублей. Таких денег в стране нет. Но поскольку фонд общественного жилья все-таки необходимо формировать, то не исключено, что строительные компании, которые вовлечены в возведение социального жилья, будут получать под застройку бесплатную землю или налоговые послабления.
По мнению многих специалистов, они будут строить преимущественно дешевое жилье. Правда, дешевое жилье вовсе не означает, что в нем не должно быть даже элементарных удобств. Санитарные нормы и правила, а также строительные стандарты никто не отменял. Более того, как показывает опыт, в той же столице при возведении недорогих социально значимых объектов удается уйти от типового проектирования. То есть дом для малоимущих, к примеру, может быть в монолитном исполнении со свободной планировкой и с применением самых современных отделочных материалов. Хотя на роскошь, конечно, рассчитывать не стоит.
Ключевые понятия: Право собственности, Предоставление жилья, Социальное жилье |
Компании: Фонд содействия реформированию ЖКХ |