С 1 января 2011 года тарифы на услуги ЖКХ в очередной раз повышены, по заверениям правительства, не более чем на 15%. Правда, еще в сентябре федеральные чиновники на законодательном уровне обещали не допустить роста тарифов более, чем на 12,4%. Однако и такая прибавка к оплате ЖКХ, оказывается, не обеспечивает стопроцентного покрытия реальной стоимости услуг и, что самое важное, не способна вывести отрасль на определенный уровень рентабельности.
Есть ли поводы для беспокойства у населения в связи с повышением тарифов ЖКХ?
Если подходить к повышению тарифов ЖКХ формально, то вопросов по проблеме увеличения стоимости тарифов в России вроде как не должно существовать, т.к. большинство решений в этой отрасли уже или приняты, или готовятся к «подписи». Схема, по которой государство в лице Федеральной службы по тарифам устанавливает предельные уровни повышения тарифов ЖКХ, а регионы в рамках установленных ФСТ ограничений, самостоятельно определяют, как именно и на сколько увеличатся тарифы, не вызывает особого недовольства.
В 2013 году Фонд содействия реформированию ЖКХ должен завершить работу по распределению и освоению 240 миллиардов рублей. Также к тому времени должна закончиться, по крайней мере, проектная работа над «Программой модернизации и реформировании жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».
При этом не стоит забывать, что уровень контроля государства за всеми составляющими ценообразования в ЖКХ высок настолько, что граждане не должны особо беспокоиться, т.к. повышение тарифов ЖКХ будет именно таким, каким их заранее объявит государство.
В последние годы повышение тарифов ЖКХ было ограничено правительством. Учитывая средний уровень инфляции в 10% и отмечаемый в последнее время рост доходов населения, поводов для беспокойства за семейные бюджеты в связи с ростом стоимости коммунальных услуг вроде и нет. По заверениям властей, сегодня население оплачивает до 90 % расходов на ЖКХ.
Теоретически все готово для того, чтобы ЖКХ в ближайшие годы перешло на рыночное ценообразование без серьезных потрясений для населения. Так, в конце февраля Минэкономразвития опубликовало проект постановления правительства «О порядке определения размера инвестированного капитала и расчета нормы доходности инвестированного капитала, учитываемых при регулировании тарифов организаций коммунального комплекса». Этот переход на долгосрочные и более-менее стабильные тарифы планируется мягкий, постепенный.
Проблемы повышения тарифов ЖКХ
Однако все эти реформы хороши в проекте и на бумаге. А на самом деле происходит повышение тарифов ЖКХ без изменения или даже с ухудшением качества услуг. Проблема повышения тарифов ЖКХ - одна из немногих, которые способны собрать на акции протеста недовольное население. И причины для беспокойства у россиян вполне обоснованные.
В сегодняшней законодательной базе госрегулирования отрасли нет никаких механизмов, которые бы не позволяли ЖКХ пусть немного, но зато постоянно и методично повышать тарифы. В мегаполисах, где уровень зарплат не в пример выше, чем на периферии, это повышение тарифов ЖКХ для карманов граждан не столь заметно, но в провинции за коммунальные услуги приходится выкладывать до 50 % заработанных денег. А по сути, за исключением нескольких крупных городских агломератов, вся наша страна - периферия в плане доходов населения.
Причины повышения тарифов ЖКХ на уровень, превышающий плановые показатели инфляции объяснить довольно непросто. Однако проблема даже не в этом: постоянный рост тарифов ЖКХ практически не способствует повышению рентабельности домохозяйства. Получается, что уже почти стопроцентная величина оплаты коммунальных услуг населением не способна, по словам руководителей отрасли, вывести ЖКХ на уровень прибыльности.
По оценкам специалистов, доходы ЖКХ в последние несколько лет стали заметно увеличиваться, при том, что фактическое возмещение затрат отрасли населением даже немного падало из-за низкой платежеспособности россиян в период финансового кризиса. На фоне этого, осенью 2008 года правительство приняло решение поддержать коммунальное хозяйство дополнительным ростом предельных тарифов.
Вышла парадоксальная ситуация: в самый разгар финансового кризиса рентабельность большинства предприятий ЖКХ резко начала расти. Наконец, оправившись от финансовых потрясений, население стало сокращать долги по ЖКХ, и на сегодняшний день оплата составляет более 90 % выставленных счетов.
Однако в конце прошлого года рентабельность предприятий энергетики и ЖКХ, как следует из сводок Росстата, вновь упала. Меры поддержки ЖКХ правительством закончились ничем: перехода населения на стопроцентную оплату ЖКХ не произошло, износ основных фондов отрасли остался на прежнем уровне, массовый приход в отрасль новых частных инвесторов не случился. Воз, как говориться, и ныне там.
Повышение тарифов ЖКХ в последующие годы на уровень выше инфляции, будет означать, что население начнет платить больше, чем реальные тарифы, не столько из-за заниженных платежей прошлых лет, сколько из-за высокой способности партнеров и подрядчиков коммунального сектора поглощать любой рост тарифов, не вкладывая достаточно средств в амортизацию основных фондов и не увеличивая, при этом, рентабельности самой отрасли. Как собирается правительство кардинально решать проблему постоянного повышения тарифов, сегодня остается загадкой.
Олег Королев, RealtyPress.ru
Ключевые понятия: Инфляция, Оплата ЖКХ |
Компании: Министерство экономического развития Российской Федерации |