Ну вот вы, наконец-то, стали счастливым обладателем собственного жилья. И что? Только наличие у владельца правоустанавливающих документов на квартиру делает этот процесс завершенным. Владелец квартиры не будет иметь никаких проблем со своей собственностью, даже когда ему доведется обращаться с чиновниками, имеющими большой опыт бюрократической работы. Отсутствие же необходимых документов неизбежно приведет к многочисленным затруднениям, стоит только владельцу квартиры подумать о сделках с ней.
Что считать правоустанавливающими документами на квартиру
Поэтому каждый из нас, где бы он ни жил, должен знать, что правоустанавливающие документы на квартиру могут быть разные. Все зависит от характера возникновения права собственности и предшествующих операций с ней.
При этом, конечно, необходимо подчеркнуть, что основным правоустанавливающим документом, который подтверждает право собственности на квартиру, является свидетельство о государственной регистрации права собственности. Если этот документ есть, то ничто не мешает человеку начать оформлять и многие другие необходимые документы. Как в паспортно-визовой службе, так и в жилищно-коммунальной сфере.
Из сказанного выше следует, что правоустанавливающими документами на квартиру считаются также несколько десятков иных документов. Например, договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, договор дарения, договор пожизненного содержания с иждивением, договор долевого участия в строительстве, договор мены, договор ренты, договор на бесплатную передачу квартир в собственность граждан, вступившее в законную силу решение суда и прочие.
Если вы обратитесь к экспертам, которые не первый год работают на рынке жилья, то они вам скажут, что существуют и другие, реже встречающие на практике, документы на квартиру, но и они считаются правоустанавливающими. Скажем, договор обмена доли квартиры на акции. Или договор купли продажи и ипотеки квартиры.
Обязательные атрибуты документов на квартиру
Все документы на квартиру должны иметь штамп о государственной регистрации. Если передача собственности состоялась до июля 1998 года, то штамп Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации. Если после этой даты, то штамп учреждения юстиции.
На всех подобных документах есть шифр базы данных Единого государственного реестра прав. По указанному номеру легко воспроизвести цепочку отчуждения квартиры и установить дальнейшую судьбу бывших ее собственников.
И здесь не будет лишним воспользоваться советом опытных специалистов, которые рекомендуют всерьез рассмотреть вопрос о собственности, если по квартире ранее было сделано примерно 10 сделок, да еще и за короткий срок. Это чревато многими проблемами.
Необходимые документы при купле-продаже квартиры
Есть смысл подробно остановиться на работе с документами, которые необходимы при купле-продаже квартиры, поскольку именно такие сделки совершаются чаще всего. Кстати, эти же документы могут понадобиться и при других видах отчуждения: мены, дарения и прочих.
Если кто-то при такой сделке выступает в качестве покупателя, то от него требуются документы, удостоверяющие личность: паспорт; удостоверение личности офицера, если он военнослужащий; военный билет, если покупатель призван на срочную службу; свидетельство о рождении, если кому-то не исполнилось 14 лет.
Метрика также необходима дополнительно к паспорту, когда покупателю уже исполнилось 14 лет, но нет 18-ти. Если покупатель женат или замужем, то потребуется заверенное у нотариуса согласие супруга (супруги) на приобретение недвижимости. Им для этого, кроме удостоверения личности, необходимо представить свидетельство о заключении брака. Подчеркнем, что его никак не заменит штамп в паспорте.
Если кто-то при такой сделке выступает в качестве продавца, то от него также требуется удостоверение личности. Перечень иных необходимых документов в основном такой же, как и для покупателя.
Если на момент приобретения квартиры продавец был замужем или женат, а квартира была куплена путем возмездной сделки (например, мены), то необходимо и заверенное у нотариуса согласие супруга (супруги) на отчуждение недвижимости. Того супруга (супруги), совместно с которым эта недвижимость была приобретена. А поэтому необходимо предоставить не только документы, удостоверяющие личность, но и свидетельство о заключении брака.
Необходимые документы при приватизации кваритры
Особого внимания заслуживает и бесплатная приватизация квартир, а также оформление документации на приватизированное жилье. Процесс это продолжается до сих пор, и многие россияне по-прежнему не успевают заняться этим ответственным делом всерьез. И напрасно. Ведь оформление квартиры в собственность проходит не в один этап, при этом на каждом из которых необходима объемная документация.
Прежде всего, необходимо заручиться согласием всех жильцов квартиры, которые в ней зарегистрированы. Потом нужно получить договор социального найма, если его нет.
Весь набор документов затем передают в регистрационную комиссию. Перечень их достаточно большой, но обо всех документах необходимо сказать обязательно, поскольку отсутствие любого из них существенно затормозит процесс приватизации.
Итак, необходимы паспорта будущих собственников и их ксерокопии. Нужна также справка, в которой указываются данные обо всех предыдущих паспортах и местах регистрации начиная с 1991 года. Плюс свидетельства о рождении детей. Заявление о приватизации жилья, где все жильцы говорят о своем согласии и подписываются. Ордер или выписка из распоряжения о получении жилья. К оригиналу прикладываются две ксерокопии. Справка о том, что ранее не проводилась приватизация и заявители в ней не участвовали. Нужна также выписка о жильцах, зарегистрированных и выбывших с того момента, как был получен ордер.
Часть необходимых документов связана непосредственно с приватизируемым жильем. Так, необходима экспликация на квартиру и поэтажный план дома из БТИ. К подлинным документам, заверенным БТИ, прилагаются копии и 2 ксерокопии. Нужен также финансовый лицевой счет, который содержит данные о времени постройки дома. Как и выписка о жильцах (помните, что этот документ действителен только в течение одного месяца).
Прилагается также выписка из домовой книги, которая содержит информацию о том, где сейчас зарегистрированы несовершеннолетние, которые проживали в этой квартире. Нужен договор социального найма – и оригинал, и 2 ксерокопии. Доверенность на сотрудников департамента от имени всех жильцов квартиры заверяют у нотариуса. Ко всему этому «богатству» необходима справка о том, что у жильцов нет задолженности за услуги ЖКХ и квитанция об уплате госпошлины.
Ключевые понятия: Право собственности, Приватизация, Приватизация жилья, Приобретение права собственности |
Компании: Бюро технической инвентаризации |